Рисование человека — набросок фигуры и головы

Rate this post

КУРСЫ РИСОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ФИГУРЫ И ГОЛОВЫ

Когда Вы пришли на курсы рисования и живописи и перед тем как приступить к рисункам и живописным этюдам головы и фигуры человека, Вам следует приучить себя к систематической работе над быстрыми набросками. Наброском называют кратковременный рисунок главным образом с натуры, реже по памяти. Кратковременность работы обусловливает особые черты наброска, отличающие его от длительного рисунка.

В чем же заключается смысл и характер работы над этюдами и короткими рисунками головы и тела человека?

Естественно, что в быстрой зарисовке нельзя так же основательно и детально проработать форму, как в длительном рисунке. Да это в данном случае и не требуется. Набросок-этюд требует от рисовальщика донесение самой сущности формы, главного в натуре, лишь самого общего выражения строения, формы и характера модели. Из всех типов рисунка и курсов рисования человека в форме наброска на уроках рисования является наиболее лаконичным. Исходя из этого, в ходе работы над наброском из всех различных свойств человека необходимо вычленить только самое существенное, без чего нельзя передать характерные черты изображаемой модели. Что же в данном случае важно и небходимо, а что менее важно и не обязательно? Этот вопрос, естественно, возникает у всякого начинающего художника при первом его столкновении с практической работой. Чтобы в этом разобраться, надо подойти к делу с двух сторон.

Во-первых, следует учитывать, тот факт что все натуры людей похожи друг на друга, то есть что строение тела у всех людей одинаково. У всех торс соединен посредством таза с нижними конечностями, к верхней части торса прикреплены через плечевой пояс верхние конечности, а голова укреплена на шее, которая соединена с позвоночником и грудной клеткой. Разумеется, это грубое, очень схематичное описание сложной формы человека, но в основных чертах все эти общие всем человеческим фигурам признаки и позволяют нам говорить об однотипности человеческого тела. Вот это общее необходимо показать в наброске прежде всего. Это значит, что набросок должен ясно передавать форму частей тела человека и их светотень.

Если человек, допустим, стоит, надо передать его фигуру так, чтобы и в наброске он стоял, а не образно говоря – пада и чтобы было ясно, как он стоит на земле то есть, какова его поза. Верная постановка изображаемой фигуры несет очень большое значение в наброске и, как вы увидите дальше, и в длительном рисунке. Поэтому в ходе работы над этюдом на курсах рисования, стоит внимательно искать положение ног человека на опорной плоскости и направления основных больших частей фигуры по отношению к вертикали. Полезно, например, проведя вспомогательную вертикаль от лодыжки опорной ноги вверх, искать по отношению к этой вертикали положение головы, шеи, плеч, таза, колена.

Если человек движется, надо подметить его движение и четко его охарактеризовать в наброске. Любое положение тела натуршика требует передачи его строения и взаимной связи основных больших форм, выраженных в точных пропорциях, то есть в верных соотношениях размеров. Вы понимаете, конечно, в случае нарушения пропорций человека, допустим, руки вы нарисовали и они оказались длиннее ног или голова больше, чем она должна быть в жизни, то ничего из наброска не выйдет. Поэтому приходя на курсы рисования Вам необходимо понимать что одно из самых главных условий работы над наброском, как и вообще над рисунком,— это постоянное и неустанное сравнение размеров частей фигуры (или головы), определение того, что и насколько больше или меньше другого и всего целого.
Во-вторых, необходимо помнить, что, несмотря на общность основной конструкции тела, все люди сложены по-разному и нет человека, который не обладал бы своими индивидуальными, отличающими его от других людей особенностями сложения. По этому поводу Л. Н. Толстой писал, что не может быть не только двух людей, но и двух листьев на дереве совершенно одинаковых. Вот почему второй важнейшей задачей наброска является выражение основных индивидуальных черт модели. Мы постоянно встречаем людей, резко отличающихся друг от друга по пропорциям: одних высокого роста, других среднего, низкого; толстых и худых; людей с большими головами и с маленькими, с длинными руками и ногами и с короткими и т. д. Кроме того, люди различаются по осанке: одни держатся прямо, другие сутулятся, к тому же каждому свойствен свой характер движений, своя манера сидеть, стоять. Все это обусловливается как особенностями сложения и характером данного человека, так и его профессией и возрастом.

При внимательном наблюдении можно узнать военного по выправке, моряка и кавалериста по походке, по рукам нетрудно определить кузнеца или музыканта, по движениям можно отличить молодого человека от пожилого, ребенка от взрослого и т. п. Рисуя чей-нибудь портрет, мы стремимся изобразить не просто какого-то неизвестного человека, а именно того, кого видим, с его индивидуальными чертами. И в наброске преследуется та же цель. Но в короткой зарисовке обычно нет возможности передать все подробно, поэтому необходимо отобрать в модели то, что может помочь нам наиболее ясно, немногими средствами выразить облик данного человека в том движении и в том состоянии, которые мы сейчас наблюдаем. Как этого можно достигнуть, лучше всего понять на каком-либо наглядном примере. Перед нами три наброска работы художника П. А. Федотова, сделанные с одного и того же человека.

курсы рисования и живописи человека

Федотов — набросок человека

На всех трех набросках мы видим прежде всего, что этот молодой человек среднего роста и довольно пропорционального сложения. Ясно также, чем он в каждый данный момент занят. В крайнем наброске справа по сильно наклоненным корпусу и голове со свисающими на лицо прядями мокрых волос, по засученным рукавам и расстегнутой рубахе, а также по полусогнутым ногам и бессильно опущенным рукам мы легко угадываем только что умывавшегося, но еще вялого от сна человека. Но вот на втором наброске он подошел к висящему на стене полотенцу, начал выпрямлять корпус, голова уже поднята, руки задвигались— сонный человек начинает оживать. А в наброске слева мы видим уже бодрого человека, вполне владеющего своими движениями и даже как будто размышляющего о делах предстоящего дня. Посмотрите, много ли добавляет художник деталей к тому, что показано в первом наброске? Совсем мало: очень общо намеченные черты лица, где-то более сильный нажим карандаша, подчеркивающий движение и форму руки или ноги, где-то обозначенная складка одежды, кое-где слегка намеченная полутень, выясняющая форму и строение тела. Однако эти лаконичные штрихи — результат серьезного отбора самого необходимого, решительного отбрасывания всего случайного и второстепенного из того, что художник видел в натуре.

Конечно, можно в наброске давать и какие-то характерные детали. Это вы видите по этим же наброскам и по другим, воспроизводимым нами. Но нельзя заранее предугадать, что можно вводить в набросок, а что необходимо выбрасывать. Невозможно и бессмысленно придумывать для этого определенный рецепт. Степень обобщения и детализации наброска должна решаться в каждом случае особо, в зависимости от характера натуры и конкретной задачи художника. Набросок требует всегда очень напряженной работы и активного, творческого отношения к делу.курсы рисования человека
Итак, когда Вы будете рисовать набросок нужно позаботится о том, чтобы срисовать и донести общее настроение, схватить характер головы человека и его фигуры, в тоже время выражение его индивидуальности через Ваш рисунок просто необходимо, это передаст его характер и набросок будет живым. Последняя задача непосредственно вытекает из решения первой задачи. Чтобы выразить индивидуальные черты данного человека, необходимо прежде всего верно передать строение и пропорции основных форм его тела, а также характер движений, свойственных всем людям вообще.
Разумеется, трудно достигнуть такого лаконичного и выразительного наброска, каким владели Репин, Федотов, Серов и другие крупнейшие мастера рисунка. Но можно добиться хороших результатов и скромному труженику, занимающемуся искусством лишь в свободное время.
Характер и форма передачи характера человека в наброске зависит от времени которое вы потратите на него, которое у Вас есть в каждом данном случае. Если перед вами находится относительно модель неподвижна, то есть возможность, не торопится и простроить, наметить светотенью основные, „общие“ формы человека, его фигуры и головы, а потом уж пририсовывать детали лица и тела. В быстром рисунке который длится 10-15 минут вся работа должна проводится в сжатые сроки, таким образом необходимо набросать общие тени, выявить самое главное и необходимое. Однако есть вариант что вы будете рисовать подвижную модель на весь набросок у Вас будет максимум 5-7 минут, то нужно буквально несколькими штрихами показать основные пропорции и положение головы или фигуры.
Часто неопытные художники полагают, что на протяжении курсов рисования и живописи новые навыки рисования человека накапливаются и тем самым сокращается общее время на создание того или иного наброска, но все же это минут в то время как опытный рисовальщик делает показательный набросок  в  течение нескольких секунд, тогда как начинающий вынужден на ту же работу затратить целый час. Это не совсем верно. Конечно, постепенно у рисующего человека развивается глаз, совершенствуется техника работы, рука становится все более послушной. Но вместе с приобретением навыков на курсах рисования приходит и более глубокое осознание процесса рисования, и стремление к наиболее целесообразному отбору ее характерных черт, а также средств изображения, и несравнимо более высокие требования к выразительности своего наброска.

Предлагаемые вам уроки рисования являются частью цикла бесплатных глубоких информационных уроков рисования и статей в виде курсов живописи которые направлены на первоночальное введение Вас в мир искусства и рисования.

Facebook Comments

Добавить комментарий