Курсы рисования натюрморт вводное слово.


Урок рисования — вводное слово о живописи натюрморта.

Курсы рисования и живописи- наряду с сюжетной картиной, содержанием которой является жизнь человека, наряду с портретом, пейзажем и интерьером (внутренний вид помещения) раскрывают еще особый вид изобразительного искусства — натюрморт.

курсы рисования - федотов

uroki-risovania

Если вы внимательно вглядитесь в приложенные иллюстрации, перед вами раз­вернется яркая картина обстановки жизни определенной эпохи, то роскошной, полной довольства, то более скромной, характеризующей быт людей среднего достатка.

Мы остановили ваше внимание пока на произведениях голландского и фламанд­ского искусства XVII в^ка, эпохи неповторимого расцвета натюрмортного жанра; это дало нам возможность показать все разнообразие его тематики. Остано­вимся также на натюрмортах замечательного французского художника XVIII века Ж.-Б. Шардена (1699—1779). Шарден писал обыденные предметы: кастрюльки, миски, бутылки, кружки, яйца, овощи — лук, картошку,—то есть то, что мы видим ежедневно и на что не обращаем внимания. Однако художник в этих предметах видел нечто заключающее в себе частицу человеческой жизни. В скром­ных группах его натюрмортов чувствуется размеренный, спокойный ритм жизни небогатой семьи, где заботливая мать и жена создает ее уют и благополучие. От этих картин веет большим человеческим теплом .

Подобные мысли возникают у нас по мере рассматривания натюрмортов Шар­дена. Но живое, правдивое отображение жизни, вызывающее у зрителя ряд ассо­циаций, составляет лишь одно из качеств искусства художника. Помимо своей правдивости его искусство является еще и некоторым откровением. Мы начинаем видеть в изображенных будничных предметах нечто скрытое раньше от наших глаз: богатство цветовых оттенков и тончайших колебаний света открывает в них новую красоту. Благодаря своей зоркости и чудесному творческому дару художник умеет превратить в поэзию мир самой обыденной прозы. Его тонкое восприятие вызывает и в нас новые ощущения, углубляет наше понимание окружающей действитель­ности. В этом заключается большая художественная ценность натюрморта, как и всякого другого произведения искусства.

Почти каждый художник уделяет хоть немного времени натюрморту. Нам известны, например, натюрморты Репина, Крамского, Левитана, Врубеля (особенно пристально изучавшего цветы), К. Коровина; советских художников — А. Герасимова, С. Гера­симова, Шегаля и других.

 2. Рисунок и живопись на курсах рисования натюрморта

Причина такого интереса к натюрморту на уроках живописи заключается в целом ряде его особо важных для художника качеств. Чтобы их вскрыть, проследим за процессом созда­ния картины-натюрморта.

Вышеприведенные примеры — произведения голландских и других художников — убедили нас в том, что, в отличие от пейзажа, интерьера и портрета, художник, работающий над натюрмортом, имеет дело не с готовой натурой, а сам создает ее, объединяя разные предметы в цельную группу.

Почему же он не изображает их в том виде, как наблюдает в быту?

Объясняется это тем, что в быту никто не задается целью сгруппировать пред­меты так, чтобы они воспринимались как самостоятельное художественное целое, а художник, ставя натюрморт на уроке рисования, создает как бы маленький устроенный мирок, подчи­ненный художественной целесообразности. Поэтому в натюрморте не допускается случайности ни в выборе предметов, ни в их расстановке.

Замысел будущего натюрморта может зарождаться у художника в результате его наблюдений натуры, в течение длительного времени, но бывают случаи, когда он возникает внезапно, под влиянием какого-нибудь яркого впечатления.

В любом случае художник приступает к работе лишь тогда, когда перед его мысленным взором уже определится образ будущего натюрморта.

Этот образ и руководит художником в создании картины. Прежде всего он обдумывает подбор’ предметов для постановки. При этом учитываются и размеры, и форма предметов, и их цвет, и материал, из которого они сделаны, так как из них предстоит составить группу, объединенную определенным ритмом и цветовой гармонией.

После предварительного подбора предметов художник приступает к поискам освещения и композиции группы (расстановки предметов).

Домашняя постановка дает Вам возможность варьировать с освещением в то время как курсы рисования на уроках живописи натюрморта могут сделать освещение контрастным, вызывающим резкие тени, может быть мягким рассеянным, дневным или вечерним (искусственным) и т. д. Если на уроке рисования нормальных специалист то он естественно сделает все возможное для Вашего комфорта.

Компоновка натюрморта требует определенного решения пространства. В зави­симости от расстановки предметов пространство в натюрморте может быть более или менее глубоким.

Организация постановки натюрморта является ответственным моментом. Поэтому художник с особенной вдумчивостью относится к этой начальной стадии своей работы. Вот здесь и сказывается то преимущество натюрморта, которое привлекает к работе над ним художников: неподвижные предметы допускают неограничен­ные возможности экспериментирования в самых разнообразных направлениях — в решении характера освещения, пространства,, в поисках цветовой гармонии и ком­позиции группы.

Для примера рассмотрим постановку натюрморта в картине И. И. Машкова (1881 — 1944) „Снедь московская — мясо, дичь“ (цв. илл. I). Очевидно, художник заду­мал показать не столько изобилие и разнообразие мясных продуктов, сколько их живописные качества. Для этого он скомпоновал их на полке, сопоставив друг с другом: в центре помещен большой кусок сочного жирного мяса, а рядом с ним
ярко-красный ливер. Густой темно-красный цвет печенки подчеркивает нежность бело-розового шпика. Ощипанная курица слева сопоставлена с птицей в темном оперении.

Введенная в натюрморт крупная посуда своими простыми и определенными фор­мами подчеркивает мягкую податливость форм мясных продуктов. Конечно, в мага­зине или в домашнем хозяйстве вам вряд ли удастся встретить такое выразитель­ное сочетание предметов. Художник придумал его на основании своих наблюдений. Его тонкий вкус позволил ему показать нам данные предметы в новом свете. Этим он обогатил и наше эстетическое восприятие, дав нам возможность почувствовать красоту форм и колористических сочетаний, которых мы в повседневной жизни обычно не замечаем.

В этом разделе в своей беседе мы касались в основном произведений мастеров; теперь необ­ходимо остановиться на роли натюрморта в учебной работе на уроках живописи: обычно курсы рисования начинаются именно с натюрморта. Почему это так? Натюрморт по своей специфике позволяет учащемуся наиболее легко усвоить главные законы рисунка и живописи. Задача построения формы, ее объемная передача тоном проще всего решается в рисунке простых предметов, близких к геометрическим телам.

Основы композиции на курсах рисования раскрываются на примере составления группы предметов. То же относится и к живописи: передача объемной формы предмета цветом несравненно проще решается в натюрморте, чем в пейзаже или интерьере, где воз­никают дополнительные’ трудности в решении задач пространства и освещения.

В натюрморте нет того большого пространства, которое имеется в пейзаже. Сравнительно устойчивое комнатное освещение вне курсов рисования допускает длительные сроки работы потому как уроки живописи длятся короткое время. Входящие в постановку дома предметы можно как угодно переставлять, кроме того, эти терпеливые „натурщики“ в течение многих дней сохраняют одно и то же положе­ние. Небольшой размер натуры и близкое расстояние от нее до рисующего допу­скают изучение ее с разных точек зрения (с разных сторон) — удобство, отсутствую­щее в пейзаже. Поэтому натюрморт по праву служит основой курсов живописи.

О ритме и цветовой гармонии будет подробнее сказано в разделе „Живопись натюрморта“ в разделе курсы рисования и живописи натюрморта.

Комментарии:

One thought on “Курсы рисования натюрморт вводное слово.

Добавить комментарий