Рисование перспективы секреты рисунка перспективы


 Перспектива—точная наука, дающая метод получения на плоскости такого изображения, которое соответствует виду наблюдаемых предметов, вызывая у зри­теля правильное представление об их форме и расположении в пространстве.

Перспектива подразделяется на линейную и воздушную.Линейная перспектива поясняет происходящие изменения очертаний предметов, зависящие от точки зрения зрителя.Воздушная перспектива объясняет изменения, связанные с объемностью формы и цвета предметов, обусловливаемые дальностью расстояния.

В краткой беседе мы разберем важнейшие законы перспективы на курсах рисования, вытекающие из особенностей нашего зрения.

Наш глаз является органом, воспринимающим свет. Мы видим только то, что в той или иной мере освещено.Строение глаза показано на рис. 1. Отраженные предметом лучи света в виде конусообразного пучка проникают через прозрачную роговицу глаза в отверстие радужной оболочки — зрачок и преломляются в хрусталике . Лучи света преломляются в хрусталике потому, что последний представ­ляет собой подобие уменьшающей линзы — прозрачное стекловидное тело, похожее по форме на чечевицу.

Преломившиеся в хрусталике лучи выходят из него и попадают на внутреннюю светочувствительную оболочку глаза — сетчатку, при этом на сетчатке получается изображение наблюдаемого предмета . Отсюда световые раздражения передаются по нервам в головной мозг, где возникает соответствующий образ пред­мета.Законы перспективы основаны на этой особенности нашего зрительного вос­приятия.Столбы у обочины дороги кажутся тем меньше, чем они дальше от нас. Соответ­ственно уменьшается и ширина дороги, которую мы видим как сужающуюся ленту.

курсы рисования перспективы глаза

Глаз

Вблизи стена дома нам кажется выше, чем вдали, поэтому и стену, направлен­ную в глубь пространства, мы воспринимаем тоже в виде сужающейся плоскости. Это кажущееся сближение уходящих вдаль параллельных линий и уменьшение предметов по мере их удаления — основной закон линейной перспективы.

Если понаблюдать параллельные прямые на открытой местности, то легко заметить, что, например, линии рельс сходятся в одной точке. В эту же точку направлены и линии проводов на железнодорожных столбах. Эту точку в перспективе называют точкой схода.

курсы рисования перспективы пример рельс

Рельсы перспектива

Закон перспективы гласит: все параллельные удаляющиеся от наблюдателя линии сходятся в одной точке схода.

Где же находится эта точка?

Точка схода находится на границе видимого нами пространства земли. (Дело в том, что мы можем видеть только ограниченную часть пространства земли, потому что земля шарообразна, а лучи света распространяются прямолинейно. Сле­довательно, ту часть земной поверхности, которую нельзя соединить с глазом прямой линией, мы видеть не можем.)

Граница видимого нами пространства называется линией горизонта.Если мы поднимемся в гору, то пространство как бы расширится. Наоборот, лежащий в поле человек видит лишь узкую полосу земли. Следовательно, положение линии горизонта соответствует уровню наших глаз.Проводя наблюдения в закрытом пространстве, мы не увидим воочию линию горизонта, но можем ее представить мысленно как воображаемую линию, прохо­дящую на уровне наших глаз.

Метод перспективы на курсах рисования.

Как мы видим предметы, так и следует их изображать. Точное перспективное изображение можно получить, например, на отвесном стекле, расположенном между наблюдателем и наблюдаемым предметом, если обводить на этом стекле очертания предмета.

Подобная такому стеклу вертикальная плоскость, находящаяся между глазом рисующего и изображае­мым предметом, в перспективе называется картин­ной плоскостью.Практическим примером картинной плоскости может служить лист или холст, на которых работает художник, а также видоискатель.Изображение, которое получается на картинной плоскости, называется перспективным изображе­нием.Вершина пучка сходящихся в глазу световых лучей О соответствует точке зрения . Вы­сота 001 есть высота точки зрения, или уровень глаза.Прямая ОР, проведенная под прямым углом из точки зрения к картинной плоскости, называется главным луком зрения .Горизонтальная прямая, проведенная на картин­ной плоскости на уровне глаз, будет изображением линии горизонта на этой плоскости .Место пересечения главного луча зрения с линией горизонта будет изображением точки схода на картин­ной плоскости .

курсы рисования перспективы комнаты

Перспектива комнаты

Эта точка схода будет главной точкой схода  для изображения всех прямых.Это линии краев дороги, на кото­рой стоит наблюдатель, линии краев боковых стен комнаты, в которой наблюдатель стоит прямо против одной из стен этой комнаты.Если какой-либо предмет, например дом, повернут углом к нам, то правую и левую стену этого дома мы увидим как бы сужающимися. При мысленном продол­жении линий краев этих стен они пересекутся на линии горизонта в дополнитель­ных точках схода.Воображаемые линии, продолжающие края предмета до линии горизонта, назы­ваются линиями схода.

Если на линии горизонта вправо и влево от главной точки схода Р отложить отрезки, равные ОР — расстоянию от картинной плоскости до точки зрения, то получим точки £) и £) ь которые называются точками отдаления. Они определяют положение наблюдателя относительно картинной плоскости и нужны, как вы впоследствии узнаете, в ряде случаев построения перспективы.Если повернуть голову, то и главный луч зрения и главная точка зрения пере­местятся.Если сесть, то и точка зрения переместится и уровень зрения изменится. Про­изойдет, таким образом, изменение условий наблюдения окружающих предметов.И поскольку мы видим лишь то, что можно соединить прямой линией с глазом, существенно изменится изображение предмета в глазу, изменится видимая форма предмета.Стоя мы увидим плоскость стола шире, сидя — уже.

При повороте головы точка зрения, а следовательно, и главный луч зрения переместятся вправо или влево, поэтому и главная точка схода на линии горизонта переместится соответственно вправо или влево. Следовательно, мы в одном случае увидим более сокращенной правую стену комнаты, в другом случае — левую, а вид комнаты в целом будет меняться. Вид предметов заметно меняется при пере­мещении точки зрения или при изменении уровня зрения.В одном рисунке можно изобразить только один какой-либо вид предмета, поэтому, чтобы составить достоверное представление о видимой форме предмета, а значит, и верно нарисовать ее, необходимо сохранять в процессе рисования постоянство точки зрения и уровня зрения.

Это обязательное правило рисования на курсах живописи.Если прийдя на курсы рисования Вы начали рисовать с натуры стоя, то, конечно, недопустимо заканчивать рисунок сидя.Нельзя также рисовать с натуры, поворачивая голову вправо и влево.Метод перспективы основан на построении изображения предмета при условии единой точки зрения.

 

Комментарии:

2 thoughts on “Рисование перспективы секреты рисунка перспективы

  1. Карина

    Отличная статья , очень полезная особенно про перспективу в комнате. Когда я пришла на курсы рисования мне вообще такого не обьясняли!

Добавить комментарий