Рисования пейзажа мягким карандашом

By | 20.02.2015

Начнем с РИСУНКОВ НЕСЛОЖНЫХ МОТИВОВ ПЕЙЗАЖА С НЕГЛУБОКИМ ПРОСТРАНСТВОМ

ПЕРВАЯ РАБОТА ИЗ НАШИХ УРОКОВ РИСОВАНИЯ —РИСУНОК ДОМА Два сеанса. Материал — мягкий карандаш

Рекомендация такого мотива для начала занятий объясняется тем, что основой его является несложный предмет (дом, сарай и т. п.), форма которого близка к уже изученным вами в работе над натюрмортом и интерьером простым формам.

Обычно около домов сажают деревья. Если территория вокруг вашего дома озеленена, то одно из деревьев введите в композицию рисунка, чем обогатите и оживите его. Прежде чем начать рисовать, понаблюдайте дом с разных сторон, по возможности обойдите его кругом.
Для рисования выберите такое место, с которого дом выглядит интереснее. Советуем выбрать точку зрения с угла, чтобы виден был фасад дома и его другая стена. Так будет яснее видна объемность формы дома. Располагайтесь рисовать на значительном расстоянии от своей натуры, иначе вы не сможете охватить полностью дом и дерево взглядом. В поле вашего зрения должна попасть также небольшая часть пространства перед домом: тротуар, газон или просто земля. Это нужно для того, чтобы в рисунке не было тесноты и чтобы у Дома была опора. Выбирая точку зрения, вы должны мысленно представлять, как расположится изображение дома и дерева на листе вместе с частью земли, так как от этого зависит и композиционное решение рисунка. Найти композицию вам поможет видоискатель, через который дом будет виден как бы уже нарисованным. Приближая и отдаляя от себя рамку видоискателя, передвигая ее вверх и вниз, вы можете заранее решить, каким образом расположить изображение так, чтобы его композиционным центром оказался дом. Надо решить также, какую часть неба и земли захватить в рисунок.

Наметив местоположение дома, дерева и земли перед ними на листе бумаги, посмотрите на набросок с расстояния, подумав еще и еще раз, так ли удачно решается композиция, как вам хотелось бы. Не следует ли убавить фон вокруг дома или, быть может, даже поискать более интересную точку зрения. Не нужно никогда торопиться с компоновкой, полезно попробовать разные варианты размещения рисунка.
Неудачно скомпонованный рисунок производит невыгодное впечатление, даже в том случае, если тщательно и верно его проработать.
Остановившись на наиболее удачном варианте композиции, определите пропорции дома по отношению к дереву и наметьте его общую массу — „коробку“. Чтобы уяснить направление линий стен и крыши, наметьте линию горизонта. Если горизонт закрыт от вас деревьями или строениями, то для большей точности определения его высоты вытяните перед собой руку, держа в ней в горизонтальном положении на уровне глаз карандаш. Покажите отвесность стен дома, определив угол, образуемый стенами и поверхностью земли, и определите общее положение строения по отношению к плоскости земли. Проследите, не накренился ли в вашем рисунке дом набок, не съехала ли на сторону крыша и т. п. Уточните построение общей формы дома на основании известных вам правил перспективы. Напоминаем, что построение дома, общую форму которого можно уподобить ящику или коробке, ведется так же, как и построение любого другого прямоугольного предмета.

Построив в общих чертах изображение дома (не касаясь пока стен и других деталей), набросайте общую массу дерева. Понаблюдайте положение дерева в пространстве по отношению к земле. Не все деревья растут вертикально. Если подметить особенность наклона данного дерева, в рисунке прибавится живости, естественности. На дерево смотрите, прищурив глаза, так вы увидите его основную массу без деталей — отдельных листьев, веточек. Начинать рисунок, как вы уже знаете, надо с общего, а не с мелочей. Если форма дома намечена в общих чертах, то и дерево и все остальное тоже надо намечать обобщенно и в дальнейшем весь рисунок прорабатывать равномерно.
Намечайте форму дерева немногими штрихами, ни в коем случае не пытаясь вырисовывать контур кружевной массы листвы, в противном случае запутаетесь, потеряете из виду основную форму, не почувствуете объемности дерева и исказите его пропорции.
Очень полезно сразу же широкой штриховкой прокрыть крупные затененные части и дерева и дома, набросать тени от них на земле, легко заштриховать изображение неба, если оно темнее тона земли.

Вот уже плоский лист бумаги как бы превратился в изображение части пространства, с объемными формами постройки и дерева. На этом следует закончить первый сеанс, так как освещение, а вместе с ним и светотень очень изменчивы; поэтому более двух часов не представляется возможным рисовать один и тот же мотив. (Дома не следует дорабатывать рисунок по памяти, можно только проверить перспективу, чтобы потом уточнить построение по натуре.)Второй сеанс начинайте в то же время дня и в тех же условиях погоды, как и первый. Начинайте его с проверки по натуре сделанного рисунка. На свежий взгляд легче заметить ошибки в его пропорциях и построении. Тут же внесите необходимые поправки.

7 Рисунок и живопись, т. I
Теперь можно прорисовывать детали, но вопиять-таки начиная с самых важных, без которых изображение было бы схематичным. Найдите расположение окон и дверей дома, наметьте их форму, и тут не забывая о правилах перспективы. Наметьте бревна, если дом бревенчатый, а если он кирпичный, то не пытайтесь перечислять все кирпичи, это ни к чему. Кирпичи рисуйте лишь в тех местах, где они наиболее четко различимы (в основном вблизи). В форме дерева ваше внимание по-прежнему должны занимать не отдельные листики и мелкие веточки, а объемная масса листвы. Постарайтесь, прищурив глаза, увидеть дерево как целостную форму, для которой ствол и основные ветви служат как бы скелетом. Форма кроны имеет выступы, соответствующие выступам крупных ветвей и больших масс листвы на них.

Как сравнивать натуру и рисунок?

Вновь охватите взглядом и сравните по светлоте дом, дерево и землю между собой и с небом. Уясните отношения их тонов и передавайте их в рисунке. Основное отношение — тон неба по сравнению со всем тем, что находится на земле. Выявлением этого отношения и передается то общее впечатление, которое производит мотив пейзажа при взгляде на него. Передавая основные тональные отношения, не разрушайте их деталировкой. А чтобы этого добиться, отвыкайте от привычки самоучек рассматривать и рисовать натуру по частям. Рисуя деталь, сравнивайте ее по пропорциям и тону с той крупной формой, которой она принадлежит. Например, вылепляя тоном отдельное бревно, помните о тоне всей стены в целом, опасайтесь перетемнить тень под бревном, если стена в целом светлая, ярко освещенная. А если стена находится в тени, тоже не допускайте, чтобы, например, рефлексы на отдельных бревнах получались слишком светлыми, вырывались бы из общего тона стены и спорили с освещенной частью дома.
Сравнивать первый план с дальним надо не только тогда, когда выявляете тональные отношения всего рисунка, но и когда заштриховываете, к примеру, только одну лишь стену дома. Это значит, что вы должны передать разницу между ближней к вам частью стены и удаленной от вас, между отрезком земли на первом плане и деревом вдали. Нельзя заранее знать, что будет темнее — первый план или дальний, законом является лишь обязательное наличие тональной разницы между планами пейзажа в целом и между ближней и дальней частью каждой формы.

Вот почему П. П. Чистяков говорил, что рисовать — значит, наблюдая натуру, все время спрашивать себя, что ближе, а что дальше. Это важное условие для выявления глубины пространства и объемности.
Работая, все время сравнивайте весь рисунок целиком с натурой, постоянно сравнивайте одну часть рисунка с другой и тогда, когда надо уточнить пропорции, и в поисках тональных отношений. Только при этом условии возможно верно передать натуру.
В свой первый длительный пейзажный рисунок вносите только самые необходимые детали. Правдивость и живость рисунка не снижается от отсутствия второстепенных деталей, вроде узора резьбы на наличниках окон и сучков на бревнах дома. Наоборот, от этой обобщенности даже выигрывает передача глубины пространства и характера освещения. Если же вы допустили некоторую перегрузку рисунка деталями, снова обобщите их, где это нужно.

Уроки рисования в России под предводительством известного художника проходили примерно так: „В это время, — говорит П. П. Чистяков о процессе обобщения работы, — автор должен сидеть подальше от работы, голову стоит чуть закинуть назад и перебеганием глаз с натуры на сам рисунок сравнивать их… таким образом, весь рисунок и пейзажа становятся в одну точку глазомера для обобщенного их сравнения“ . „Никогда нельзя окончить что-либо, не увидев всего куска или не сравнив… его с натурой сознательно“ .
Кроме своего дома можете зарисовать и другие понравившиеся вам строения, но для начала лучше всего останавливать свой выбор на зданиях простой архитектуры и не многоэтажных. И в этом случае выбор мотивов будет большой.
Если вы живете в селе, то можете зарисовать колхозную электростанцию и хозяйственные постройки, клуб, дом колхозника.
Подобные рисунки на уроках живописи желательно выполнять и впоследствии, когда вы лучше овладеете профессиональными навыками.

ВТОРАЯ РАБОТА — РИСУНКИ ПЕЙЗАЖНОГО МОТИВА С ДЕРЕВОМ

Теперь даем вам задание выполнить рисунки также небольших уголков природы с неглубоким пространством, но центром их композиции выбрать более сложный по форме предмет, чем прямоугольная постройка. Таким предметом может быть дерево, растущее обособленно или выделяющееся среди других деревьев. Здесь также надо передать пространство, окружающее дерево, землю, расстилающуюся у его подножия, то, что находится позади него. Но все это, конечно, передается обобщенно, так как предметом вашего основного внимания должно быть данное дерево.

В какой-нибудь местности выберите мощно разветвленный дуб, березу, липу, иву. Подойдите к дереву на такое расстояние, с которого глаз еще не различает отдельных листиков и мелких веточек, но зато ясно видит общую форму кроны. Найдите точку зрения, при которой лучше всего выявится характер дерева. Желательно, чтобы дерево оказалось на фоне неба, что облегчит выполнение первого рисунка. Начав с компоновки рисунка, отведите место в нем и земле у подножия дерева и небу, но не более, чем это нужно для того, чтобы дереву не было в рисунке тесно. Построение ведите, крепко связывая ствол дерева с землей, представляя себе, как прочно держатся его корни в почве, какое положение имеют ствол и ветви в пространстве. Широкой штриховкой основных теней высекайте объем общей формы. Подмечая разницу в тоне между кроной дерева и небом, а также между стволом, землей и небом, сравнивая эти основные тональные массы, ведите рисунок энергично и живо.

Уроки рисования во франции проходили следующим образом: „Ваши деревья, — говорил своим ученикам крупнейший французский пейзажист Т. Руссо, — должны держаться крепко на грунте, их ветки идут ввысь и углубляются в полотно, Ваш зритель должен быть обманут с желанием обойти вокруг Ваше дерево, и, наконец, форма — это первое, что нужно соблюдать. Чтобы ее передать, ваша кисть должна следовать за смыслом предметов, которые вы изображаете. Нет необходимости класть мазки и штрихи карандаша плоскостно, следите за натурой и как бы по форме кладите мазки“ .Вслед за этим рисунком сделайте ряд зарисовок других деревьев, стараясь верно построить их общую форму и передать характер каждого дерева. Например, для березы характерно свисание ветвей, что придает ее кроне своеобразную форму. Ели напоминают шатры, жесткая крона сосен поддерживается снизу ветвями, как поддерживаются свечи в старинной люстре. Отмечайте эти характерные черты в рисунках деревьев.

РИСУНКИ ДЕРЕВЬЕВ, ЛИШЕННЫХ ЛИСТВЫ

уроки рисования деревьев карандашом онлайн

Деревья рисунок карандашом

Подобные рисунки особенно полезны для изучения строения деревьев, их „скелета“. Приступая к работе, обратите внимание на то, что ветви дерева растут не в одну сторону и не только справа или слева „венчиком“ (как иногда рисуют начинающие художники), а расположены вокруг ствола. Одни из них тянутся к вам вперед, другие, наоборот, устремлены в глубину пространства, остальные располагаются как бы по спирали вправо, влево, наискосок. Наметив ствол и передав его положение в пространстве, связав его с землей у подножия, набрасывайте самые крупные ветви, следя за их расположением вокруг ствола. Посмотрите, как различны тона ветвей. Удаленные ветви слабее по тону и мягче по очертаниям, чем те, которые находятся ближе к вам. При этом и ближайшая часть каждой ветви отличается по тону от ее удаленной части.

Работая над рисунком, не стремитесь передать каждую мелкую веточку, а передавайте общую массу ветвей тоном. Не бесстрастная деталировка нужна в рисунке, а сознательное воспроизведение характера формы дерева, его объемности и местоположения в пространстве.
Обобщая второстепенные детали, покажите характерные изгибы крупных ветвей и ствола — все то, чем отличается одно дерево от другого.

ТРЕТЬЯ РАБОТА —РИСУНКИ НЕСЛОЖНЫХ МОТИВОВ ПЕЙЗАЖА ПРИ РАЗНОМ ОСВЕЩЕНИИ

Особое разнообразие видам природы придает характер освещения, преображающего в те или иные моменты, казалось бы, знакомую местность. Такие обращающие на себя внимание моменты жизни природы необходимо фиксировать в карманном альбомчике.
Отличительная особенность светотени на открытом пространстве заключается в том, что тени на воздухе кажутся значительно более прозрачными и легкими, чем в закрытом помещении. Это объясняется общим влиянием воздушной среды и, в частности, обилием рефлексов.
В результате практической работы у вас должно сложиться ясное представление о тональных отличиях пасмурного дня от солнечного, утреннего освещения от вечернего. Для уяснения этого полезно делать рисунки одного и того же пейзажа в условиях разного освещения, в разную погоду или разное время дня.
Сталкиваясь с изображением таких сложных растительных форм, как кустарники — молодая поросль, следуйте известному вам методу: рисуйте от общего к частному, подчиняйте частное целому.
А поскольку каждый пейзажный мотив своеобразен, научитесь выявить наиболее характерные черты каждого из них. С этой целью рекомендуем и технику применять разнообразную, сообразуясь с особенностями освещения, общей тональностью мотива.
Как известно, карандашный рисунок имеет серебристый, мягкий тон, различия самого темного и самого светлого в нем невелики. Угольный карандаш типа „Ретушь“ или черная акварель дают возможность передать более сильные контрасты тонов от бархатно-черного до еле заметного серого. И общая тональность рисунков, выполненных этими материалами, богаче, чем в рисунках, выполненных обычным карандашом. Полезно поэтому пробовать разные техники в пейзажных рисунках и наши курсы рисования онлайн помогут Вам в этом.
Например, И. И. Левитан сделал очень выразительный рисунок дороги (илл. 48), применив черный итальянский карандаш

уроки рисования онлайн пейзажа левитан

Рисунок дороги Левитан

(то же, что карандаш „Ретушь“), чтобы выразительнее передать угрюмые тона непогожих осенних сумерек. А глубокие рытвины в колее дороги, ставшей в осеннюю распутицу непролазной, художник передал штрихами пера, тушью, вылепив их рельефно, особенно на первом плане.

Комментарии:

Добавить комментарий