Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Описание перспективы для начинающих в форме курса академического рисунка

Правила должны быть как заборы –

устанавливаться только там, где иначе возможно нарушение.

Сэр Джошуа Рейнолдс

Базовый курс — уходящие вдаль параллельные линии .

Известно,  что объекты, находящиеся вблизи от нас, кажутся больше, чем объекты точно таких же размеров, но вдалеке. В этом легко убедиться таким навыком рисования: если вы возьмете плоскую линейку, тот конец, что ближе к вашему лицу, будет казаться шире, чем тот, что дальше (смотрите Рис. 33a).

Рисунок 33а — 33Б

Если вы соедините ближний и дальний концы линейки (Рис. 33b), то получите наглядное изображение ее контуров, с шириной линейки, постепенно визуально сужающейся по мере отдаления от вас. Если вы продлите мысленно или на бумаге эти линии до точки их встречи, вы получите подтверждение Правилу I.

Правило I: все линии, в природе параллельные друг другу, будут казаться – если их продлить достаточно далеко – сходящимися в одной точке (Рис. 34).

risunok 34 - kurs-akademicheskogo-risunka-perspectivu

Рисунок 34

Уходящие вдаль горизонтальные линии в рисунке карандашом

На занятиях в нашей тудии Артакадмия, мы учим академическому рисунку таким образом. Попробуйте держать линейку – один конец все еще ближе к вам, а другой дальше – строго горизонтально, как поверхность воды. Если вы зарисуете линейку в таком положении, то обнаружите, что линии сходятся на высоте, на которой находятся ваши глаза – то есть, рано или поздно они сойдутся на горизонте (Рис. 35). Это поможет вам понять второе правило.

risunok-uhodyashuh-linij-v-akademicheskom-risunke

Рисунок 35

Правило II: все уходящие вдаль линии, если их продолжить, кажутся заканчивающимися на линии горизонта. Если же линии параллельны друг другу (Правило I), то они будут сходиться в одной и той же точке на горизонте.

Другими словами, поскольку в природе эти линии параллельны, то, согласно правилу первому, они будут стремиться к одной точке, и если эти линии горизонтальны, то эта точка необходимо будет находиться на линии горизонта (Иллюстрации IV, V, VI).

Горизонтальные плоскости

Рисунок 36

Если задуматься, станет понятно, что горизонтальные плоскости будут также необходимо встречаться на линии горизонта (не ниже или выше), так как она находится на высоте ваших глаз, а плоскости видны лишь в том случае, если они находятся ниже или выше вашей линии взгляда – иначе вы будете видеть не плоскость, а только ее боковую поверхность (ребро) (Рис. 36). Это основы академического рисунка.

Сходящиеся линии с наклоном вверх

Теперь попробуйте поднять вверх дальний конец линейки, не перекашивая ее при этом по горизонтальной оси, и вы заметите, что теперь линии сходятся выше, чем до этого (Рис. 37).

Вверх восходящии линии к горизонту- академический рисунок Артакадемия

Рис. 37 и Рис. 38

На деле это означает, что наклоненная вверх линейка будет видна в менее резком ракурсе, в то время как ваша линия горизонта останется на прежней высоте. Правило IIIпоможет вам запомнить, как это работает (см. Рис. 37, 38, Иллюстрацию VII).

Правило III: все уходящие вдаль линии, в природепараллельныеи с наклоном вверх, будут сходиться в точке, находящейся прямо над той точкой на горизонте, где бы они сошлись, если бы были параллельными и горизонтальными.

Уходящие вдаль параллельные линии с наклоном вниз

Если вы наклоните вашу линейку вниз, а не вверх, то, логично, ситуация будет противоположна описанной только что: точка схода будет ниже линии горизонта, а не выше ее, так что Правило IV будет звучать так:

Иллюстрация VI. «Голландский интерьер» Питера де Хоха. Боковые линии комнаты и половиц встречаются на главной точке схода на линии горизонта, которая находится на уровне голов стоящих персонажей, что означает – художник тоже работал стоя. По плитке видно, что главная точка схода находится чуть выше головы женщины, показывающей карты, так что художник стоял прямо напротив нее.

Правило IV: все уходящие вдаль линии, которые в природе параллельны друг другу и имеют наклон вниз, если их мысленно продлить, будут сходиться в точке, находящейся прямо под той точкой на горизонте, где бы они сошлись, если бы были параллельными и горизонтальными.

Иллюстрация IV

Конечно, если вы наклоните линейку вниз только слегка, вы все еще будете видеть ее верхнюю плоскость – но очень в резком ракурсе (Рис. 40a). Если же вы наклоните ее сильнее, то будете видеть нижнюю поверхность, и точка схода соответственно также опустится еще ниже.

Академический рисунок дома карандашом

Рис. 39 Рис. 40а, Рис. 40б

Уходящие вдаль линии, направленные вправо или влево

Очевидно, что если вы будете держать линейку горизонтально, направив ту ее сторону, что дальше от вашего лица, вправо, то линия схода для ее длинных боковых сторон будет находиться на горизонте, но куда правее чем раньше. Обратите также внимание, что ее углы также будут уходить вдаль – и сходиться слева (Рис. 41). (Если конец линейки развернут влево, а не вправо, то в этом абзаце просто замените «право» на «лево» и наоборот).

Рис. 41

Линии, уходящие к главной точке схода

Мы уже выяснили, что все параллельные горизонтальные линии сходятся где-то на горизонте. Если мы будем стоять прямо на уходящей вдаль линии, например, на щели между двумя половицами, и проследим за ней взглядом, то обнаружим, что она уходит к так называемой «главной точке схода» на горизонте (см. Рис. 42). На этой главной точке схода встречаются все параллельные линии – например, щель между половицами и боковые стороны комнаты (см. Иллюстрация VIII).

Рисунок 42

Если бы мы рисовали такую комнату, в первую очередь нам нужно было бы наметить на противоположной стене точку, находящуюся прямо напротив наших глаз – на горизонте – в зависимости от того, сидим мы или стоим. После этого нам стоит сделать набросок всей комнаты и ее пропорций, включая в рисунок эту точку схода.

Следующим шагом мы можем воткнуть канцелярскую кнопку в точку схода и с помощью линейки прочертить к ней все линии, параллельные половицам (Рис. 43).

Иллюстрация VII. «Угол сарая», рисунок автора.

Иллюстрция VII

Стороны сарая параллельны и горизонтальны и, если мысленно продлить составляющие их линии, они будут удаляться к главной точке схода на горизонте. Линии дороги пришли бы к этой же точке, если бы она была горизонтальной, но поскольку она имеет наклон вверх, то точка их схода будет находиться чуть выше чем главная точка схода.

Противоположная стена находится прямо напротив нас, и мы видим ее анфас, так что она не будет в ракурсе, и линии, на которых пол и потолок будут с ней смыкаться, располагаются параллельно линии горизонта.

Теперь представим, что мы делаем набросок той же комнаты, но находимся в другом месте, так что мы по диагонали смотрим в дальний левый угол. Линии половиц теперь будут сходиться на горизонте справа, за пределами нашего рисунка. Дальняя же стена теперь в ракурсе (поскольку одна ее сторона ближе к нам чем другая), так что линии, где она встречается с полом и потолком, будут сходиться на линии горизонта значительно левее.

Мы начинаем наш рисунок со скетча, который включает пропорции комнаты и линию горизонта. После этого нужно перенести направление линий половиц и продлить их, пока они не встретятся на горизонте. В этой точке будут сходиться все линии в комнате, параллельные половицам. После этого перенесите уходящие в перспективу линии дальней стены и также продлите их до горизонта. Все линии в комнате, которые параллельны им, будут сходиться в этой второй точке. Это будет касаться всех прямоугольных объектов наподобие коробок, стола и т.д., находящихся в комнате.

Больше про перспективу и акадмический рисунок можно прочитать тут:

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени

Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом

Упражнения по академическому рисунку

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

http://www.artacademia.kiev.ua/kursy-risovaniya/kursu-akademicheskogo-risunka-karandashom-v-art-studii/kurs-akademichaskogo-risunoka-gub-cheloveka/

Facebook Comments