Рисование графитовым карандашом: линия, свойства, контроль

Графит: линия, свойства, контроль

Графит – один из самых популярных материалов на курсах рисунка карандашом, которым с удовольствием пользуются и ученики, и профессиональные художники. По сравнению со многими другими материалами, он на удивление прочен и легок в использовании.

Графит чутко реагирует на любые движения рисовальщика, позволяя использовать разнообразные техники и давая возможность немедленно оценить полученный результат, так что он подходит как для быстрых скетчей, так и для более длительных и детальных работ.

На ощупь графит маслянистый, хрупкий и мягкий, и может производиться в форме палочек, карандашей и порошка. Графит можно использовать почти на любой поверхности. Благодаря маслянистой текстуре, он не требует обязательного закрепления фиксаторами, хотя в некоторых случаях это может быть желательно. Когда графит используется для создания тона, он будет давать гладкую, бархатистую фактуру, становящуюся более насыщенной и резкой, если прижать к бумаге кончик палочки или карандаша. Графит – очень контролируемый материал, и художник может почти до бесконечности стирать и переделывать нарисованное.

Любому начинающему художнику стоит поэкспериментировать с графитовыми палочками и карандашами разной степени твердости.

Форма графитовой палочки и то, как вы держите ее по отношению к бумаге, чрезвычайно важны для контроля над получаемыми линиями и штрихами. Рисование острым концом (А), затупленным концом (В) или боковой стороной (С) дают совершенно разные результаты.

Графитовые палочки, представленные ниже, имеют разную степень твердости. Твердые дают легкие линии или тон и используются обычно для предварительных скетчей. Более мягкие позволяют создавать более насыщенные линии и используются для скетчей с выраженным движением и тоном.

Если рисовать боковой стороной графитовой палочки, получаются широкие полосы, с помощью можно легко тонировать большие области.

При нажиме кончиком, палочка будет давать более тонкие и насыщенные линии.

Графитовые палочки бывают разных форм и степеней твердости. Сверху изображена прямоугольная палочка.

Плоские графитовые палочки

Некоторые типы палочек, например, плоские, преимущественно используются для того чтобы быстро набрать тон на большой области. Они дают достаточно насыщенные и разнообразные штрихи. Не имея заостренного конца и не будучи покрыты деревом или пластиком, такие графитовые палочки дают возможность рисовать боковой стороной под разными углами.

Здесь вы можете увидеть разные типы штрихов, получаемых с помощью плоских графитовых палочек: (А) прямые штрихи плоской стороной, (В) колечки кончиком, (С) широкие полосы плоской стороной, (D) широкие полосы кончиком.

Механические карандаши удобны тем, что их легко переносить. Их стержни также бывают разной степени твердости.

 

Степени твердости

Насыщенность линий и штрихов не в последнюю очередь зависит от твердости карандаша или графитовой палочки. Использование материалов разной степени твердости позволяет варьировать насыщенность тона в работе. Степень твердости можно узнать благодаря цифре и букве на боковой поверхности карандаша или палочки.

Карандаши с буквой «H» имеют твердый стержень, дающий тонкие легкие линии, поэтому часто используются для технических рисунков. Карандаши, помеченные «В», мягкие и дают жирную насыщенную линию.

Числовое значение также указывает на твердость или мягкость стержня – чем оно выше, тем карандаш с соответствующей буквой тверже или мягче. Для начала стоит обзавестись карандашами 5B, 3B, Bи HB. Художники обычно используют более мягкие карандаши, поскольку, из-за более насыщенных штрихов, они позволяют легче набирать тени. Возможно, стоит также купить несколько механических карандашей, чтобы иметь более широкий выбор.

Чтобы легко получать штрихи разной насыщенности, стоит держать под рукой карандаши разной степени твердости.

 

Для детальных линейных рисунков стоит использовать графитовые карандаши. Рисуйте уверенными линиями, используя хорошо заточенный кончик карандаша. Поскольку тон (тени и штриховка) не нужны для такого рода изображений, используйте очень мягкие карандаши.

 Качество линий

Если вам нужно рисовать широкими линиями, рекомендуем использование плоских графитовых палочек. Комбинирование палочки и карандаша также может дать интересные результаты: карандаш позволяет точно контролировать линии и штрих, в то время как палочка дает возможность быстро покрыть тоном большую плоскость. Твердые стержни используются для проработки деталей и первоначального набора теней, в то время как мягкие создают глубокие тональные акценты. Для создания сложных рисунков, многие художники предпочитают сочетать карандаши разной степени твердости.

Мягкие карандаши позволяют создавать плавный тональный градиент. Для подчеркивания определенного настроения, границу между тональными зонами можно растушевывать пальцем или специальной палочкой. Обратите внимание на то, как создаются тона на рисунке внизу: комбинация разных штрихов придает работе глубину и разнообразие.

  1. Тени набираются штриховкой
  2. Градиент смазан пальцем
  3. Наложение теней разной степени насыщенности
  4. Насыщенные параллельные штрихи
  5. Параллельная штриховка, прореженная с помощью ластика
  6. Тональный градиент
  7. Контраст тонов, подчеркивающий разные планы
  8. «Каракули», создающие растительную текстуру

Больше можно прочитать тут:

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени

Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом

Упражнения по академическому рисунку

Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?

Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом

Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом 

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

http://www.artacademia.kiev.ua/kursy-risovaniya/kursu-akademicheskogo-risunka-karandashom-v-art-studii/kurs-akademichaskogo-risunoka-gub-cheloveka/

Заметки о перспективе в японском искусстве

Курсы рисунка кистей рук карандашом.

Как рисовать кисти рук: Конструкция

Рисунок фигуры человека карандашом

Академический рисунок фигуры человека

Курсы рисунка шара карандашом 

Учитесь рисовать портреты? Начните с шара