Уголь — материал академического рисунка

Уголь – древнее изобразительное средство

Уголь – один из древнейших и простейших художественных материалов. Являясь, по сути, обугленной древесиной, он отличается тем, что оставляет насыщенные черные следы. В то время как графит по своей текстуре маслянистый, уголь – сухой, из-за чего он неохотно задерживается на бумаге и позволяет легко исправлять ошибки. Достаточно провести пальцем, чтобы стереть угольную линию – впрочем, с этим нужно быть осторожным, потому что остающиеся следы будут также создавать полутона. Уменьшить контрастность штриха или тени можно, просто подув на уголь.

Тон в академическом рисунке углем

Легкость и быстрота набора тона – одно из отличительных свойств угля. Тон – это степень затемнения или светлости объекта, и при использовании угля тональный диапазон варьируется от белого до черного. Немного попрактиковавшись, вы убедитесь, что в отличие от академического рисунка карандашом, насколько легко и приятно работать данным материалом. Уголь – идеальный инструмент для начинающих, поскольку он позволяет много раз корректировать рисунок и обращаться к разнообразным темам и объектам, не требуя пристального внимания к деталям.

Используя уголь, очень легко комбинировать штрихи, линии и пятна, создавая сложные тональные переходы.

 

Вверху вы можете видеть примеры рисования: (А) кончиком угольной палочки, (B) кончиком в вертикальном положении, (С) палочкой под наклоном.

Такие штрихи, как сверху, получаются, если вращать угольную палочку во время рисования.

 

Здесь изображены натуральные угольные палочки – они очень хрупкие и ломкие и стоят дороже, чем палочки из прессованного угля.

 

Достаточно легкого прикосновения, чтобы стереть уголь с бумаги.

Вы можете сами ломать угольные палочки, чтобы получить нужный вам размер. Оптимальная длина– где-то 5-6 см. С палочкой такого размера вы можете добиться почти любого желаемого эффекта.

Уголь неохотно задерживается на бумаге и его очень легко стереть. Тем не менее, даже если частицы материала удалены, следы от линий и штрихов будут оставаться.

Уголь позволяет делать быстрые скетчи, чередуя работу плоской поверхностью и кончиком для тона и линий соответственно.

 

Тупой конец палочки дает очень насыщенные штрихи.

 

Скошенный конец даст более широкие и однообразные линии.

 

Если рисовать плоской стороной угольной палочки, линии будут тоньше, тверже и четче.

 

Если протянуть по бумаге боковой стороной палочки, останутся размашистые насыщенные следы.

Использование угля в академическом рисунке

Рисовать углем можно по-разному. То, как вы держите палочку, будет определять свойства штриха – характер линий будет сильно отличаться в зависимости от того, держите вы палочку горизонтально или под углом. В зависимости от поворота и нажима, штрихи могут быть легкими и воздушными или же сочными и насыщенными. Мягкий уголь более гранулированный по сравнению с твердым и лучше задерживается на бумаге. Поскольку его не так легко стереть, он больше подходит для проработки деталей.

Уголь уже давно перестал быть материалом, пригодным исключительно для скетчей: спреи-фиксаторы закрепляют рисунки на бумаге, поддерживая репутацию угля как проверенного временем благородного материала.

Уголь и тональные переходы

Художник должен быть куда смелее при работе с углем, чем с карандашом. Уголь хорошо предназначен для изображения крупных, целостных форм без лишних деталей, поэтому его хорошо использовать для масштабных работ. Совмещение разных типов штрихов и линий позволяет рисовать сложные формы и объекты.

Рисование штрихами

Палочки из спрессованного угля – лучший инструмент для рисования штрихами. Угольные карандаши очень удобны для создания небольшого размера работ, в которых линии доминируют над пятнами. Насыщенность угольных линий позволяет сделать рисунок более выразительным, чем если бы он выполнялся в карандаше. Тень набирается, начиная с небольших легких штрихов, насыщенность которых зависит от тона самых темных областей. Чем сильнее нажим, тем темнее будет получаемый вами тон.

Палочки из спрессованного угля идеально подходят для рисования штрихами и линиями.

Угольные карандаши создают равномерный насыщенный тон, и их пигмент лучше, чем угольных палочек.

 

Штрихи угольного карандаша можно растушевать, но они хуже приспособлены к этому по сравнению со следами, оставленными угольными палочками.

 

Сверху показаны некоторые базовые эффекты смешения, получаемые при использовании угольной палочки. Вы легко можете убедиться, что уголь – весьма разнообразный материал. Достаточно провести пальцем или специальной растушкой, чтобы быстро смазать или растушевать штрихи (А и В). Чтобы протестировать податливость угольных палочек, проведите линию или нарисуйте круг (С1). Смажьте пигмент к центру круга, чтобы получить простые тональные переходы (С2). Растушевывать уголь пальцами или растушкой – неплохой метод набора тона (С3 и С4).

 

Призрачные линии

Рисунки углем создаются методом наложения и смешивания друг с другом множества разных линий, которые могут легко стираться и корректироваться. Накопление следов стертого – «призрачных» линий – само по себе может давать интересные тональные эффекты. Очень часто призрачные линии привносят дополнительную эмоциональность и глубину в изображение. Для большей выразительности, они требуют поддержки точных, насыщенных контуров объектов.

После наложения и растушевки разных штрихов, объект очерчивается четкой, уверенной линией, которая предотвращает возникновение других «призрачных» линий.

Если вам нужно рисовать четкие очерченные объекты, вы можете вырезать из бумаги нужную форму и использовать как трафарет.

Угольные линии производят сильный, выразительный эффект. Важно помнить об этом, чтобы сознательно применять линии для создания контраста или контуров предметов в нужных вам местах.

 

Сфумато

Уголь позволяет создавать изображения, просто смазывая и растушевывая штрихи, что придает рисунку атмосферности. Эта техника называется сфумато. Работая в ней, вы просто мягко растушевываете уголь, сохраняя при этом текстуру бумаги. Главный недостаток рисунков, исполненных в этой технике –из-за отсутствия определенных линий и штрихов, которые придают живописности, они могут казаться слишком искусственными.

На примере этих двух изображений вы можете видеть, как атмосферность может быть достигнута, если просто провести по изображению рукой или тканью. Податливость материала позволяет много раз скорректировать полученное изображение. 

 

Сфумато используется для создания живописных, атмосферных рисунков.

Некоторые художники используют угольную пыль для того, чтобы добиться плавных тональных переходов в работах большого размера. Угольная пыль наносится на бумагу с помощью куска хлопковой ткани.

Использование текстуры бумаги

Взаимодействие с текстурой бумаги – одно из самых интересных свойств угля. Если вы рисуете на зернистой бумаге, тонированная углем поверхность также будет выглядеть зернистой, иногда создавая за счет этого дополнительную иллюзию тональных переходов и делая рисунок сложнее и интереснее. Чем более шероховатая бумага, тем более насыщенными будут штрихи и линии, поскольку поверхность будет лучше удерживать частички угля. Ваш нажим определит степень света или затемнения штрихов.

Натуральный и прессованный уголь во многом похожи, но последний будет давать более насыщенные и контрастные линии.

В самых темных местах (показано на рисунке), насыщенность угля перекрывает и прячет текстуру бумаги.

Стены дома тонированы равномерно.

 Боковые поверхности стен и углы тонированы градиентом.

 Использование палочек из спрессованного угля само по себе может создать интересные тональные эффекты.

Больше про академический рисунок можно прочитать тут:

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени

Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом

Упражнения по академическому рисунку

Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?

Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом

Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом 

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

http://www.artacademia.kiev.ua/kursy-risovaniya/kursu-akademicheskogo-risunka-karandashom-v-art-studii/kurs-akademichaskogo-risunoka-gub-cheloveka/

Заметки о перспективе в японском искусстве

Курсы рисунка кистей рук карандашом.

Как рисовать кисти рук: Конструкция

Рисунок фигуры человека карандашом

Академический рисунок фигуры человека

Курсы рисунка шара карандашом 

Учитесь рисовать портреты? Начните с шара

Как рисовать углем, графитовым карандашем?

Рисование графитовым карандашом: линия, свойства, контроль

Facebook Comments