Метод Лоррена: гармония в композиции

Композиция на курсах академического рисунка

Говоря о композиции, нельзя обойти стороной изобретательную систему композиционной сетки, популяризированную в семнадцатом веке пейзажистом Клодом Лорреном. В своих предварительных академических набросках карандашом этот художник первым делом организовывал рабочее пространство листа с помощью линейной сетки. Она была довольно проста и разделяла прямоугольник листа по его средним линиям и диагоналям.

Эта сетка позволяла добиваться большей выразительности композиции и создавать иллюзию глубины, даже игнорируя для начала механические правила перспективных построений.

Этот метод позволяет гармонично скомпоновать пейзаж, передвигая, если нужно, дерево или куст так, чтобы она совпадали с одной из точек пересечения диагоналей. Сетка также подсказывает, как сбалансировать пустое пространство и распределить элементы изображения в листе с учетом того, как они взаимодействуют и влияют друг на друга.

Чтобы применить метод Лоррена, начните с разделения листа на четыре зоны, проведя вертикальную и горизонтальную линии, которые сходились бы в центре.

После этого проведите диагонали, которые будут пересекаться в центрах каждого из четырех полученных вами прямоугольников. Эти точки схода будут отправными для построения вашей композиции, а диагонали будут использоваться для усиления и создания эффекта глубины в пейзаже.

Созданный Лореном метод диагональной композиции очень полезен для гармоничного расположения элементов пейзажа.

Как вы видите, метод диагоналей очень прост и может применяться к листу любого формата – прямоугольного, квадратного, вытянутого по вертикали и так далее.

 

Чувство композиции

Здесь вы видите пейзаж со сбалансированной, хоть и несколько скучной, композицией, опирающейся на метод Лоррена.

 

Делая композиционные наброски по описанному здесь методу, вы постепенно вы работаете интуитивное чувство композиции. Многие художники любят порассуждать о том, как и почему они выбирают композиции своих работ, но вы удивитесь, обнаружив, что очень многие вещи так или иначе соответствуют описанным здесь принципам, даже если художник действовал интуитивно.

 

Нарисовав диагональную сетку, вы можете сместить композиционный центр– город – в правую верхнюю зону листа. Силуэт гор и близлежащей долины изменен так, чтобы совпадать с главными диагоналями, пересекающими лист.

 

Заложив тона и проработав немного рисунок, вы можете увидеть, что, если слегка передвинуть элементы по сетке, композиция в целом становится гораздо интереснее, чем на первоначальной фотографии. Никогда не останавливайтесь на простом копировании натуры – научитесь трансформировать и адаптировать ее к нуждам вашей композиции.

 

КАК ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПРЕОБРАЖАЕТ НАТУРУ

Когда вы смотрите на пейзаж, деревья, животных, фигуры и так далее, вы можете даже не задумываться о том, что то, что вы видите, целиком и полностью зависит от вашего положения в пространстве по отношению к натуре – но это так.Именно поэтому до того, как начать рисовать, стоит подвигаться вокруг модели и попытаться подыскать точку зрения, которая позволит вам наилучшим образом передать единство формы, размеров и цветов модели.

Вариации точки зрения

«Обычная» точка зрения, когда предмет располагается на уровне глаз рисующего, наиболее подходит для простых, описательных изображений. Взгляд сверху неизбежно разделяет композицию на отдельные предметы и позволяет поэкспериментировать с пустыми пространствами между ними. Если же вы смотрите снизу, предметы, напротив, будут наезжать и загораживать друг друга.

А. Если вы смотрите на модель спереди, держа ее на уровне глаз, линия горизонта располагается точно посередине. Натюрморт с такого ракурса выглядит достаточно компактным; предметы собраны вместе, но их очертания легко можно отделить друг от друга.

 

В. Если вы встанете и посмотрите на натюрморт сверху, линия горизонта также поднимется выше, между предметами будет видно большее расстояние, а тени станут более скругленными.

 

С. Если вы посмотрите на натюрморт снизу, линия горизонта в свою очередь резко опустится, падающие тени пропадут, и объекты будут накладываться друг на друга, иногда не давая различить отдельные элементы и детали.

 

Вариации точки зрения влияют и на восприятие отдельных объектов. (А) Если вы рисуете чашку, глядя на нее сверху, ее круглое горлышко будет казаться овалом. (В) Чашка, расположенная на уровне глаз – это четкий силуэт, как бы профиль объекта. С точки же зрения ниже (С), горлышко чашки будет казаться искривленной вверх линией.

 

Ваше положение относительно натуры

Лучший способ понять, каким образом ваше положение в пространстве по отношению к натуре будет влиять на композицию и будущее изображение в целом – поставить на столе натюрморт и попытаться посмотреть на него с разных точек зрения, как это показано на курсах рисунка карандашом выше. Обратите внимание на рисунок (А).

На нем объекты, из которых состоит композиция, расположены ниже линии, которая обозначает край стола и одновременно служит линией горизонта. Это означает, что наблюдатель видит натюрморт с точки зрения сверху, и вы можете сделать вывод, что наблюдатель стоит.

И наоборот, если наблюдатель, к примеру, присядет на корточки,плоскость, на которой будет располагаться натюрморт, визуально совпадает с линией горизонта и краем стола. Сравнив два изображения, вы увидите, что формы объектов, также как и их тени, очень сильно изменяются.

Когда вы наблюдаете их с точки зрения сверху (В), тени становятся более округлыми, в то время как при взгляде снизу тени более вытянутые и ложатся ближе к линии горизонта. Исходя из этих наблюдений, вы можете понять, как ваша точка зрения влияет на то, что вы рисуете.

 Те же самые принципы влияния точки зрения на восприятие изображения будут применяться и к пейзажным рисункам, как, например, в случае с этими куполами, подозреваемыми сверху.

 

Больше про методологию рисунка карандашом можно прочитать тут:

Композиция в академическом рисунке карандашом

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени

Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом

Упражнения по академическому рисунку

Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?

Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом

Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом 

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

http://www.artacademia.kiev.ua/kursy-risovaniya/kursu-akademicheskogo-risunka-karandashom-v-art-studii/kurs-akademichaskogo-risunoka-gub-cheloveka/

Заметки о перспективе в японском искусстве

Курсы рисунка кистей рук карандашом.

Как рисовать кисти рук: Конструкция

Рисунок фигуры человека карандашом

Академический рисунок фигуры человека

Курсы рисунка шара карандашом 

Учитесь рисовать портреты? Начните с шара

Как рисовать углем, графитовым карандашом?

Рисование графитовым карандашом: линия, свойства, контроль

Уголь, материал для академического рисунка

Уголь — материал академического рисунка

Как научиться рисовать цветными карандашами мы покажем тут

Курсы рисунка цветными карандашами.

Обучение профессиональному штриху на курсе рисунка карандашом для взрослых

Постановка профессиональных линий в рисунке карандашом

Академический рисунок пером и тушью

Как штриховать расскажет курсы рисунка карандашом

Научитесь рисовать натюрморт разными материалами

Курсы рисунка карандашом шара