Иллюзия глубины в академическом рисунке

У любого объекта есть три измерения: высота, ширина и глубина. Художник имеет в своем распоряжении только двухмерное пространство листа, на котором и будет вестись его работа. Чтобы в изображении создать и передать иллюзию объема, вы должны следовать принципам перспективных построений.

Если у вас возникают затруднение с академическим рисунком с натуры, а вы хотите передать ее как можно более реалистично, на помощь вам придут линии перспективного построения, которые послужат каркасом, помогающим передать объем натуры.

Знание законов перспективы и умение измерять объекты в природе и передавать их на листе очень сильно поможет вам на этапе скетча. В этом разделе мы поговорим именно об этом: связи между перспективой и созданием иллюзии объема.

Перспектива: базовые понятия

Воспринимаемая нами реальность имеет три измерения – но художник, пытающийся передать ее на листе, вынужден довольствоваться лишь двумя. Тем не менее, специальные техники могут помочь правдивее ее передать и добиться иллюзии глубины. Благодаря принципам линейной и воздушной перспектив, вы можете создать реалистичное изображение модели на бумаге или холсте. Перспектива – один из самых мощных и часто используемых инструментов для создания эффекта глубины и «3D»-объема. Вам нужно всего лишь выбрать точку зрения и композицию, при которой расстояние между объектами и их удаление будут выглядеть приемлемо.

Наше окружение, представленное в трех измерениях. В академическом рисунке карандашом некоторые простейшие объекты будут многогранниками, сформированными многоплановыми пересекающимися плоскостями.

Определение линии горизонта

Работая с пейзажем, первое, что вы должны сделать – найти линию горизонта. Сделать это очень просто: она будет находиться на уровне ваших глаз, когда вы смотрите прямо вперед. Это воображаемая горизонтальная линия, которая пересекает и разделяет плоскости на уровне ваших глаз. Положение линии горизонта в рисунке будет зависеть от композиции и будет использоваться как отправная точка на протяжении всего процесса работы над ним.

Определение линии горизонта крайне важно для работы с натурой. После того, как вы наметили ее, все последующие объекты будут располагаться в зависимости от отношения к ней. Подняв линию горизонта ближе к верхнему краю листа, вы увеличите область «земли» в вашем поле зрения и в листе.

Чем дальше от вас находится объект, тем меньшим он будет казаться. С расстоянием также постепенно будут «растворяться» очертания объекта, его границы становиться все менее четкими, а визуальный синтез и степень абстрагирования – более выраженным.

Точка зрения определяет перспективу объектов, которые видны с нее. Некоторые объекты и темы достаточно легко передать на бумаге, в то время как другие потребуют детального изучения точек и линий схождения.

Объекты на расстоянии

Глубина передается с помощью уменьшения размера изображаемых объектов. По мере увеличения расстояния, объект становится все меньше, до тех пор, пока не превращается в теневую абстракцию – очень часто вдали тень становится важнее самого объекта и его контуров. Таким образом, содержимое и проработка объекта должны варьироваться в зависимости от того, к какому плану он принадлежит – переднему, среднему или заднему.

Наиболее яркий пример того, как объекты уменьшаются по мере удаления от зрителя – аллея, по бокам которой высажены деревья. Вы можете заметить, что уменьшаются не только сами деревья, но и расстояния между ними.

Перспектива с одной точкой схода

Так называемая параллельная перспектива с одной точкой схода – наиболее простая и используется, когда одна из вертикальных сторон объекта практически полностью развернута к зрителю. Боковые линии сходятся к одной точке. При фронтальном развороте вертикальные линии параллельны –

так же, как и горизонтальные. Чтобы найти точку схода, вам нужно всего лишь «продлить» от руки линии боковых сторон.

Начните с куба

Куб – это наиболее простая и полезная фигура, с помощью которой можно понять принципы работы перспективы. После того, как вы разберетесь с ним, вы сможете работать с другими геометрическими фигурами по аналогии.

Упрощенные сферические или цилиндрические объекты в линейной перспективе с одной точкой схода будут рисоваться по тем же принципам.

Сокращения шара, если они будут, не будут ничем отличаться принципиально, но горизонтально положенный цилиндр в фронтальной позиции будет значительно отличаться от того, как он будет выглядеть вертикально.

По мере удаления две параллельные линии сходятся, наконец, совпадая в одной точке, расположенной на линии горизонта – точке схода – такой эффект вы можете наблюдать на примере рельс, уходящих вдаль.

В городских и сельских пейзажах принципы параллельной перспективы с одной точкой схода применяются, чтобы изобразить улицы и фасады домов.

Давайте разберемся, как нарисовать куб в линейной перспективе:

  1. A. Чтобы представить на листе любую геометрическую фигуру, сначала нарисуйте ее фронтальный вид.
  2. B. Соедините вертикальные линии с точкой схода, расположенной на горизонте.
  3. C. Наметьте измерение куба, определяющее его глубину.
  4. D. Нарисуйте вертикальные линии, которые закончат определять профиль вашей фигуры.
  5. E. Наконец, закончите рисование куба с помощью параллельных линий, которые соединят эти вертикали.

Чтобы нарисовать цилиндр, вы будете сперва опираться на построения куба или параллелепипеда. После этого нарисуете окружность в перспективных сокращениях сверху и снизу и соедините боковые грани, «урезая» квадраты в основании.

Для того, чтобы нарисовать горизонтально лежащий цилиндр, вы проделаете точно такую же процедуру – но увеличите расстояние между двумя сторонами куба и впишите фигуру в них.

Перспектива в пейзаже

В большинстве случаев, когда вы работаете с пейзажем, вам не нужно тщательно выстраивать перспективу – если, конечно, в изображении нет какого-то урбанистического элемента, требующего этого. Тем не менее, правильное применение перспективы к пейзажу помогает придать ему достоверности.

Для пейзажных работ вам не понадобится применение сложных математических вычислений для построения правильной перспективы, но держите в голове приблизительную точку схода и не забывайте уменьшать размеры объектов по мере их удаления.

Здесь мы покажем, как применить перспективные построения для рисования с натуры на примере старого австрийского замка:

  1. Чтобы достоверно перенести этот объект на лист, вам нужно применить принципы линейной перспективы. Начните с низкой линии горизонта, центрального куба и нескольких линий, которые будут встречаться в двух точках схода по обоим сторонам от куба.
  2. Пользуясь этими линиями построения, вы можете наметить расположение лестниц и крыш. Разделите длину куба на пять равных частей и нарисуйте своды верхних галерей.
  3. Чтобы добиться такой степени детализации, главное правило – всегда работать уверенными линиями и постоянно измерять расстояния. Это поможет вам точнее передавать то, как именно арки и галереи уменьшаются по мере отдаления. Как вы можете убедиться, работа с линейной перспективой позволяет вам добиться визуально привлекательных и интересных работ.

 

Больше про академический рисунок можно прочитать тут:

КЬЯРОСКУРО: Техника академического рисунка

Исправления без ластика в академическом рисунке

Используем текстуру бумаги в академическом рисунке

Текстура бумаги в академическом рисунке

Создание тонального градиента

 

Как контролировать качество штриха

Как рисовать глазное яблоко

Как нарисовать нос в профиль в 6 шагов

 

 

Как нарисовать лицо в профиль в 10 шагов

Как нарисовать реалистичные волосы в 4 шага

Как нарисовать реалистичные волосы?

Техники работы с тоном

Как рисовать уши: 5 простых шагов

 

Как рисовать нос человека

Равновесие и ритм в академическом рисунке

Композиция в академическом рисунке карандашом

Метод Лоррена: гармония в композиции

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени

Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом

Упражнения по академическому рисунку

Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?

Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом

Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом 

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

http://www.artacademia.kiev.ua/kursy-risovaniya/kursu-akademicheskogo-risunka-karandashom-v-art-studii/kurs-akademichaskogo-risunoka-gub-cheloveka/

Заметки о перспективе в японском искусстве

Курсы рисунка кистей рук карандашом.

Как рисовать кисти рук: Конструкция

Рисунок фигуры человека карандашом

Академический рисунок фигуры человека

Курсы рисунка шара карандашом 

Учитесь рисовать портреты? Начните с шара

Как рисовать углем, графитовым карандашом?

Рисование графитовым карандашом: линия, свойства, контроль

Уголь, материал для академического рисунка

Уголь — материал академического рисунка

Как научиться рисовать цветными карандашами мы покажем тут

Курсы рисунка цветными карандашами.

Обучение профессиональному штриху на курсе рисунка карандашом для взрослых

Постановка профессиональных линий в рисунке карандашом

Академический рисунок пером и тушью

Как штриховать расскажет курсы рисунка карандашом

Научитесь рисовать натюрморт разными материалами

Курсы рисунка карандашом шара

 

Facebook Comments