Воздушная перспектива в академическом рисунке

Существует тип перспективы, который не требует сложных вычислений линий построения, точек схода и расстояния между объектами – и, тем не менее, крайне важен для создания иллюзии объема в работе. Это воздушная перспектива, которая передается с помощью контраста между передним и задним планами и постепенным смягчением, растворением объектов, находящихся дальше от зрителя.

В природе этот эффект – оптическая иллюзия: из-за водяного пара и пыли в воздухе цвета в отдалении блекнут и смягчаются. Воздушная перспектива опирается на светотень в передаче натуры, и иллюзия расстояния между объектами достигается именно благодаря ей.

В рисунках, использующих воздушную перспективу, самые насыщенные тона находятся на переднем плане и постепенно растворяются на заднем.

Стараясь достичь атмосферного пространства, художник будет пытаться передать эти частички воды и пыли в воздухе.

Атмосфера и пейзаж

Эффект воздушной перспективы будет проявляться сильнее, когда художник пытается придать глубину планам, находящимся дальше от зрителя. Передний план всегда будет отчетливее и контрастнее.

По мере отдаления, планы будут терять резкость очертаний и насыщенность цветов, формы будут смазываться и перетекать друг в друга, тона и цвета – осветляться. Определив тона каждого из планов в целом, вы сможете потом, оставаясь в этих рамках, проработать каждый план в соответствии с диапазоном серых оттенков, соответствующих каждому из них.

Держите это в голове и используйте тона так, чтобы они работали на перспективу, атмосферу и, как следствие – иллюзию трехмерного пространства. В реальности на натуре легче всего наблюдать этот эффект на рассвете, когда пейзаж укутан легким туманом и голубоватым прозрачным светом.

На этом рисунке карандашом вы можете видеть, как с помощью оттенков серого создать эффект воздушной перспективы. Более глубокие и насыщенные черные появляются на переднем плане, а легкие и прозрачные тона – сверху листа, на заднем.

Атмосфера в натюрморте

Когда вы смотрите на натуру, находящуюся от вас на близком расстоянии, ваш глаз немедленно фокусируется на одном из объектов и выводит из фокуса все его окружение, не находящиеся на том же самом расстоянии. При работе над натюрмортом следуйте именно этой логике: рисуйте более четкими и ясными предметы, находящиеся на переднем плане, и менее отчетливыми – все, что за ними. Вы можете добиться нужных оттенков серого с помощью ластика или палочки-растушевки. Главное, помнить о цели – создании воздушности через мягкую разницу планов.

Тут вы можете видеть схематичное изображение работы с воздушной перспективой: затенение постепенно облегчается и растворяется по мере приближения к верхнему краю рисунка.

В этом атмосферном натюрморте всем предметам, находящимся за яблоком, уделяется меньше внимания, и благодаря этому происходит визуальное разделение двух планов.

ЭФФЕКТ КУЛИС: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ В РИСУНКЕ

В зависимости от положения объекта по отношению к зрителю, он будет находиться также впереди или сзади других объектов. Вы можете установить это отношение в рисунке, расположив ближайшие объект на переднем плане и следующий – на фоне. Это позволит вам разработать систему визуально отделенных друг от друга планов и добиться большего эффекта глубины.

 «Кулисы» – декорации по бокам театральной сцены, которые устроены так, чтобы актер мог выходить из-за них на сцену во время спектакля; этим же словом называется и верхний занавес. В применении к академическому рисунку «кулисы» – такой способ организации планов изображения, при котором они накладываются, наслаиваются друг на друга, как занавес, и последовательность этих планов подчеркивает глубину.

Эффект кулис можно наблюдать на примере горного пейзажа в солнечный день.

Каждый план характеризуется однотонным затенением, который отделяет его от других и постепенно сходит на нет вдали.

Последовательность планов в академическом рисунке

Французские художники переняли термин «кулисы» из театра, чтобы описать такой тип композиции, при котором глубина, а также эффект трехмерного пространства, создаются за счет последовательного наложения разных планов друг на друга. Освещенность планов постепенно меняется по мере отдаления их от зрителя, тем самым создавая и усиливая иллюзию глубины пейзажа.

Прием кулис помогает более планомерно и последовательно распределить тона. Он используется для создания не только глубины, но и более интересной композиции.

Эта схема композиционных блоков помогает проанализировать распределение тонов на академическом рисунке выше.

Эффект глубины, который достигается с помощью «кулис», можно сравнить с горной грядой, постепенно растворяющейся по мере удаления.

КОНТРАСТНЫЙ ПЕРЕДНИЙ ПЛАН

Подчеркнуть глубину с помощью контрастного переднего плана – один из классических приемов создания иллюзии трехмерного объекта. Когда вы помещаете на передний план объект, измерения которого более-менее знакомы и интуитивно понятны зрителю, например, деревья, машины или лодки, зритель сможет сравнить размер этих объектов с тем, что находится на заднем плане, и, не прилагая к тому сознательных усилий, прикинуть расстояние между ближними и дальними объектами.

Зритель бессознательно считывает размер фигур на заднем плане – особенно если это человек или животное. Вы можете добиться большего разнообразия композиции, вводя объекты разных размеров, или же поиграться с расстояниями между ними.

Чтобы сделать акцент на теме рисунка, вы можете также увеличить, приблизить объект на переднем плане, что позволит добиться яркого выразительного эффекта и добавит визуального интереса изображению, так как усилит ощущение глубины.

С помощью контрастного объекта на переднем плане вы можете усилить эффект глубины, поскольку зритель инстинктивно будет сравнивать его размер с тем, что находится на фоне.

Детальный передний план поможет создать интересную, напоминающую фотографию композицию.

Разница освещенности

Имея дело с натюрмортом или портретом, вы можете подчеркнуть и выделить объекты переднего плана, выбрав однотонный фон, на котором они будут выделяться. Находящиеся на переднем плане объекты большего размера, особенно если они отличаются от фона по освещенности, будут визуально отдалять задний план и служить усилению трехмерного эффекта.

В поисках переднего плана

Рисуя пейзаж на пленэре, попытайтесь найти такую точку зрения, с которой вы сможете разместить какой-то выразительный, значимый объект на переднем плане – это может быть дерево, хижина, стог сена и так далее.

В случае отсутствия подходящих деревьев, вы можете воспользоваться приемом английских пейзажистов 18 века и добиться иллюзии трехмерного пространства, расположив на заднем плане кусты, камни или просто смутные очертания чего-то – главное делать их размытыми и нечеткими, как будто они находятся не в фокусе.

Вы можете заметить разницу между двумя фотографиями. Одна из них, несомненно, выглядит более интересной, так как имеет выразительный передний план, который моментально усиливает эффект 3д и делает композицию более разнообразной.

Выразительный передний план работает еще лучше, если есть разница в освещении – результатом будет заметный контраст между объектами переднего и заднего планов.

Более детально про рисунок карандашом можно прочитать тут:

Иллюзия глубины в академическом рисунке

КЬЯРОСКУРО: Техника академического рисунка

Исправления без ластика в академическом рисунке

Используем текстуру бумаги в академическом рисунке

Текстура бумаги в академическом рисунке

Создание тонального градиента

 

Как контролировать качество штриха

Как рисовать глазное яблоко

Как нарисовать нос в профиль в 6 шагов

 

 

Как нарисовать лицо в профиль в 10 шагов

Как нарисовать реалистичные волосы в 4 шага

Как нарисовать реалистичные волосы?

Техники работы с тоном

Как рисовать уши: 5 простых шагов

 

Как рисовать нос человека

Равновесие и ритм в академическом рисунке

Композиция в академическом рисунке карандашом

Метод Лоррена: гармония в композиции

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени

Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом

Упражнения по академическому рисунку

Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?

Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом

Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом 

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

http://www.artacademia.kiev.ua/kursy-risovaniya/kursu-akademicheskogo-risunka-karandashom-v-art-studii/kurs-akademichaskogo-risunoka-gub-cheloveka/

Заметки о перспективе в японском искусстве

Курсы рисунка кистей рук карандашом.

Как рисовать кисти рук: Конструкция

Рисунок фигуры человека карандашом

Академический рисунок фигуры человека

Курсы рисунка шара карандашом 

Учитесь рисовать портреты? Начните с шара

Как рисовать углем, графитовым карандашом?

Рисование графитовым карандашом: линия, свойства, контроль

Уголь, материал для академического рисунка

Уголь — материал академического рисунка

Как научиться рисовать цветными карандашами мы покажем тут

Курсы рисунка цветными карандашами.

Обучение профессиональному штриху на курсе рисунка карандашом для взрослых

Постановка профессиональных линий в рисунке карандашом

Академический рисунок пером и тушью

Как штриховать расскажет курсы рисунка карандашом

Научитесь рисовать натюрморт разными материалами

Курсы рисунка карандашом шара